МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа п.Тимофеевка» Ольгинского
муниципального округа Приморского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного модуля
«Практикум по биологии»
для 7 класса
на 2025-2026 учебный год
Составила: Дозина Надежда
Эдуардовна, учитель биологии
п. Тимофеевка
2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного модуля «Практикум по биологии»
Рабочая программа учебного курса «Практикум по биологии» построена на
основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
требований к структуре основной образовательной программы основного общего
образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, а также Концепции духовно- нравственного развития и
воспитания гражданина России, примерной программы основного общего образования по
биологии с учетом авторской программы по биологии В. В. Пасечника (5 - 9 классы).
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе
и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В программе особое
внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной
естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических
знаний.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» (учебный модуль «Практикум по
биологии») для обучающихся 8 класса МКОУ «СОШ п. Тимофеевка» реализуется в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Закон), (п.п.2 и 3 п. 3 ст. 47«О разработке и применении
авторских программ и методов обучения и воспитания отдельного учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля)» Закона).
Модуль учитывает: федеральные государственные образовательные стандарты
основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»); федеральные государственные образовательные
стандарты основного общего образования (18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования", с учетом изменений,
внесенных приказом 19.03.2024 № 171.
Основные формы и методы организации и проведения занятий – практические работы,
наблюдения, экскурсии, работа с цифровыми образовательными ресурсами, дополнительной
литературой – словарями, справочниками, определителями. На занятиях необходимо
использовать не только натуральные объекты – живые и фиксированные, но и использовать
современные технические средства: мультимедийные комплексы, аудио-видео-материалы,
изобразительные средства (таблицы, схемы, рисунки).
При организации практических занятий с учащимися есть возможность использовать
дифференцированный подход, давая задания разного уровня сложности, используя задания
творческого характера: отчеты по экскурсиям в виде мини-сочинения, рефераты,
составление кроссвордов, решение экологических задач и т.д. Дифференцированный
подход, использование разнообразных форм и методов работы с учащимися:
индивидуальной, фронтальной, групповой, способствуют развитию таких качеств личности,
как креативность, толерантность, коммуникативные способности.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности,
мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и
использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной
деятельности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается
применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития
критического мышления, информационные, кейс-технология, учебно-исследовательская и
проектная деятельность, проблемные уроки. Используются формы работы: индивидуальная,
групповая, фронтальная, коллективная. Количество времени, отведенное для проектной и
исследовательской работы по предмету в рамках урочной деятельности от 30 до 40% (в
зависимости от типа урока).
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии,
ведение фенологических наблюдений, проведение проектно – исследовательской работы. В
качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется
система консультационной поддержки (ежедневно, после уроков), индивидуальных занятий
с учащимися, занимающимися проектной и исследовательской деятельностью (по
отдельному графику), занятия по подготовке к олимпиадам по биологии 1 раз в неделю),
самостоятельная работа обучающихся с использованием современных информационных
технологий.
Цель и задачи изучения учебного модуля «Практикум по биологии»
Цели курса: систематизация и углубление знаний учащихся по разделам курса
биологии путем выполнения лабораторных и практических работ, решения разнообразных
заданий и биологических задач различного уровня сложности, формирование
функциональной грамотности обучающихся.
Задачи:
•
развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в
процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по биологии с использованием
различных источников информации;
•
закрепить навыки использования приобретенных компетенций в практической
деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный
предмет;
•
продолжить освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем.
Место учебного модуля «Практикум по биологии» в учебном плане
С целью формирования функциональной грамотности, за счет части формируемой
участниками образовательных отношений в 8 классе включен учебный модуль «Практикум
по биологии», для овладения учебным материалом, позволяющим достигнуть предметных
результатов учебного предмета.
Учебный план в части формируемой участниками образовательных отношений на
учебный модуль «Практикум по биологии» в 8 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего
34 часа при 34 учебных неделях за счет части формируемой участниками образовательных
отношений учебного плана основного общего образования.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Предполагаемые результаты изучения курса «Практикум по биологии»
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности
биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов:
проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические
эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать,
выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о
живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека
в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с
определителями животных; выращивания и размножения домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое
сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в
другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
В рабочей программе предусмотрена система оценки достижений учащихся.
Особенности оценки личностных результатов.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения
обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных
в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования
универсальных учебных действий.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех
компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую
семьёй и школой. В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных
результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки
эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения
и образовательных систем разного уровня.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов
является защита итогового индивидуального проекта.
Особенности оценки предметных результатов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями
Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических
задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий,
ревалентных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных
(познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный
и высокий уровни достижений, формируются с учётом интересов этих обучающихся и их
планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и
основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную
деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах
по данному профилю.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений
обучающихся:
- текущая аттестация (зачет)
- творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и
объектов);
- аттестация по итогам года (презентация творческих и исследовательских работ с
использованием информационных технологий)
- внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,
конкурсах и т.д.).
Требования к результатам освоения курса в основной школе определяются ключевыми
задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и
государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
личностных
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
метапредметных
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать
информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— самостоятельно проводить непосредственное наблюдение;
— оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять
их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной
литературы.
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе
сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира;
— находить информацию о животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной
формы в другую
—ИКТ- компетенция
У обучающихся сформированы УУД:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать
наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы,
компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью
деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том
числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы
выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах
учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с
меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта,
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя
форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной
форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать
различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы
слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент
для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные
программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде
всего продуктивные задания учебника,
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
предметных
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен
веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост,
развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными;
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,
вредных привычек;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека
в природе; родства, общности происхождения и эволюции животных (на примере
сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах органоидов клетки, органов и систем органов животных; на
живых объектах и таблицах органов и систем органов животных, животных отдельных типов
и классов; опасных для человека растений и животных;
•сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей,
органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов
и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов
риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении укусах животных,
рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних
животных, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ,
раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная
среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов
в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных животных.
— основные методы изучения животных;
— основные группы животных, их строение и многообразие;
— роль животных в биосфере и жизни человека;
— происхождение животных и основные этапы развития животного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой
природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и
оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и
лабораторных опытов.
— давать общую характеристику животного царства;
— объяснять роль животных биосфере;
— давать характеристику основным группам животных;
— объяснять происхождение животных и основные этапы развития животного мира.
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику животным;
— различать животных своей местности.
— объяснять роль животных в природе и жизни человека
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения курса «Практикум по зоологии» в 8 классе ученик должен:
знать на базовом уровне:
характерные признаки царства животных;
строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);
роль простейших в биосфере и жизни человека;
многоклеточность и ее биологический смысл;
отличительные
черты
планов
строения
важнейших
типов
животных
(кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие,
хордовые);
основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и
пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники;
рифостроители), их роль в природе и значение для человека;
особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;
особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги
и профилактика вызываемых ими болезней;
основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;
основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение
для человека;
важнейшие отряды насекомых;
о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;
роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных
насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый
шелкопряд);
важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере
своего региона; причины возникновения «вредителей»;
насекомые человеческого жилища на примере своего региона;
роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;
классы позвоночных животных;
приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;
особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;
роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;
о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их
рациональное использование ресурсов;
особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением,
птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими
разных сред жизни;
роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни
человека;
о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;
основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды
млекопитающих;
основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;
основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном
использовании их ресурсов на примере своего региона;
характерных животных своего региона;
-об охране животных, роли заповедников и заказников.
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов
животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот
веществ и превращения энергии у животных.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль
различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи
организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими
животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных,
поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые
микропрепараты и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов
животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных
своей местности, домашних животных,
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе
сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной
систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые
организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
-оказания первой помощи при укусах животных;
-соблюдения правил поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
Раздел 1. Введение (2 ч)
Животные. Общие сведения о животном мире. Методы изучения животных.
Многообразие животных их роль в природе и жизни человека.
Раздел 2. Простейшие (1ч)
Простейшие: многообразие; биологические и экологические особенности; значение в
природе и жизни человека. Малярийный плазмодий, дизентерийная амёба, лямблии. Меры
профилактики.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Раздел 3. Многоклеточные животные (17 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Кишечнополостные: многообразие; значение в
природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, значение в природе и жизни
человека. Паразитические черви. Циклы развития паразитических червей. Меры
профилактики гельминтозов.
Демонстрация
Многообразие кольчатых червей.
Практическая работа «Составление памятки по профилактике гельминтозов»
Тип Моллюски: многообразие, значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звёзды и другие иглокожие. Видеофильм.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Класс Паукообразные, Класс Насекомые:
многообразие, значение в природе и жизни человека. Членистоногие животные - возбудители
и переносчики заболеваний. Профилактика чесотки, малярии, энцефалита и др. заболеваний.
Экскурсия
Разнообразие и роль членистоногих в природе
Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые,
костные), значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация строения и многообразия рыб (таблицы, чучела, влажные препараты).
На примере рыб Приморского края.
Класс Земноводные: многообразие, значение в природе и жизни человека; исчезающие,
редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся: многообразие, значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды. Ядовитые пресмыкающиеся. Меры первой помощи
при укусах змей.
Практическая работа «Определение принадлежности животных к классу
пресмыкающихся (с использованием справочников и определителей)»
Класс Птицы: многообразие; значение в природе и жизни человека; исчезающие,
редкие и охраняемые виды.
Демонстрация многообразия птиц (чучела, видеофильм, таблицы) на примере птиц
Приморского края.
Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; значение в природе и
жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Экскурсия
Разнообразие птиц и млекопитающих Приморского края.
Раздел 4. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание.
Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана
животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга.
Рациональное использование животных.
Тематическое планирование учебного модуля «Практикум по биологии»
№ п/п
Перечень разделов, тем программы
1
Лабораторная работа "Строение животной клетки"
Лабораторная работа "Исследование под микрокопом
готовых микропрепаратов клеток и тканей животных"
Лабораторная работа "Изучение многообразия, строения и
передвижения простейших"
Лабораторнаяработа "Изучение мела (известняка) под
микроскопом"
Лабораторная работа "Ознакомление с органами опоры и
движения у животных"
Лабораторная работа "Строение ротового аппарата у
насекомых"
Лабораторная работа "Изучение способов дыхания у
животных"
Лабораторная работа "Изучение покровов тела у животных"
Лабораторная работа "Изучение органов чувств у животных"
Лабораторная работа "Формирование условных рефлексов у
аквариумных рыб"
Лабораторная работа "Изучение строения яйца и зародыша
птицы"
Лабораторная работа "Изучение пресноводной гидры"
Лабораторная работа "Исследование внешнего строения
дождевого червя"
Лабораторная работа "Исследование внешнего строения
речного рака"
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения паукакрестовика"
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения
насекомого"
Лабораторная работа "Изучение типов развития насекомых"
Лабораторная работа "Изучение жизнедеятельности
медоносной пчелы"
Лабораторная работа "Изучение строения раковин
моллюсков"
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения и
передвижения рыбы"
Лабораторная работа "Исследование внутреннего строения
рыбы"
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения лягушки"
Лабораторная работа "Исследование скелета лягушки"
Лабораторная работа "Исследование внешнего строения
ящерицы"
2
3
Кол-во
часов
2
2
25
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения и
поведения степной черепахи"
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения и
перьевого покрова птиц"
Лабораторная работа "Исследование особенностей скелета
птицы"
Лабораторная работа "Изучение внешнего строения
млекопитающих"
Лабораторная работа "Исследование особенностей строения
скелета и зубной системы млекопитающих"
4
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Защита проектов "Домашние животные"
Защита проектов "Домашние животные"
Защита проектов "Домашние животные"
Защита проектов "Редкие животные Приморского края"
Экскурсия "Животные Ольгинского района.
34
5