МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя
общеобразовательная школа п.Тимофеевка» Ольгинского
муниципального округа Приморского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8753420)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 1-4 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей педагога, работающего
по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
в формировании его российской идентичности;
в формировании интереса к познанию;
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
в осознании своего места в обществе;
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025
года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4,
5‒7, 8‒9 и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть —
мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем
человеку
учиться?
Обучение
человека
происходит
на
протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение
знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современный языковой ландшафт характеризуется
изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха
в будущем.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный
атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние
экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала
взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание
достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня
учителя.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизникаждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом
между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах.
Готовность уважительно воспринимать другого человека
— основа
гармоничных отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки
в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности
и т.д. Мировое признание достижений
отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с
повышенным риском. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение
к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности
и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных ориентиров личности.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как
создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация.
Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм —
это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной
политики.
Изучение,
реставрация
и
интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный
успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие
российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту
интересов
дипломатической
международной
государства
работы.
и
Диалог
стабильности.
российских
между
Навыки
граждан.
государствами
для
жизни:
как
Специфика
как
основа
научиться
договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании
и
профессиональном
развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —
часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать
частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние
песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о
Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к
тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять
свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на
основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; формирование первоначального представления
о многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа
и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре,
природе; формирование чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; формирование первоначальных представлений о
природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного
принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых
профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях
и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет,
получения информации из источников в современной информационной среде
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение
опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли
в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать
нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений
оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовнонравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека,
общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить
примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к
сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды
и
жанры
изобразительного
искусства;
умение
характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила
честной игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 КЛАССЫ
№
п/п
1
Наименование разделов и
тем программы
Зачем человеку учиться?
Количество
часов
1
Основное
содержание
Основные виды
деятельности
Цифровые ресурсы
Приобретение знаний
на протяжении всей
жизни. Роль знаний в
развитии личности и
общества. Влияние
цифровых
технологий на
приобретение
знаний.
Необходимость
управления
человеком
цифровыми
технологиями.
Развитие навыков
работы в команде,
уважения разных
мнений, разрешения
конфликтов и
эмпатии в ходе
школьного
образования.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
созидательный труд,
патриотизм
2
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
1
Русский язык —
государственный
язык, объединяющий
многонациональную
семью народов
Российской
Федерации.
Современное
разнообразие
русского языка,
изменения в устной и
письменной речи под
влиянием цифровой
среды. Правила
использования
стилей речи в
современной
коммуникации.
Грамотная, логичная
и понятная речь —
признак
образованного
человека и залог
успеха в будущем.
Формирующиеся
ценности: высокие
нравственные
идеалы, патриотизм
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
3
Цифровой суверенитет
страны
4
Мирный атом. День
работника атомной
промышленности
1
Что такое цифровой
суверенитет? Как
обеспечивается
цифровая
безопасность
государства и
каждого человека?
Возможности
цифрового мира: как
современные
технологии помогают
учиться, работать и
осваивать новые
горизонты. Мир
цифровых
профессий: как
создаются новые
технологии? Правила
безопасного
поведения в сети и
угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, права и
свободы человека
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
1
Мирный атом — это
использование
атомной энергии в
мирных целях на
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
https://разговорыоважном.рф/
благо человечества.
Уникальные атомные
технологии и
достижения
отечественной
научной школы.
Контроль
распространения
атомной энергии.
Влияние
экологически чистых
и эффективных
источников энергии
на будущее
человечества.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
5
О творчестве. Ко Дню
музыки
1
Творчество —
неотъемлемая часть
жизни каждого
человека.
Возможности
реализации
творческого
потенциала взрослых
и детей. Русская
культура —
признанное мировое
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
достояние
человечества.
Музыка как вид
искусства. Состояние
развития
современной
отечественной
музыки: жанры и
направления.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
служение Отечеству
6
Что такое уважение? Ко Дню
учителя
1
Уважение —
признание
достоинств личности.
Уважение к
окружающим и
чужому труду как
основа гармоничного
развития общества.
Правила общения
внутри семьи, школы
и коллектива.
Подготовка к
взрослой жизни и
формирование
ответственности. О
роли педагога в
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
воспитании
личности. Традиции
празднования Дня
учителя.
Формирующиеся
ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству
и ответственность за
его судьбу
7
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
Семья как ценность в
жизни каждого
человека, основа
любого общества.
Формирование
общих семейных
ценностей — залог
взаимопонимания в
семье. Обмен опытом
между поколениями
и бережное
отношение друг к
другу как путь к
позитивным
изменениям и
взрослению.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
8
О городах России. Ко Дню
народного единства
1
Города России:
разнообразие
культур, языков и
вековых традиций.
Единство народов,
проживающих на
территории
Российской
Федерации.
Древнейшие города
России как хранители
информации о наших
предках и
культурного кода
страны. Изучение
российских городов
— изучение страниц
истории Отечества.
Роль государства в
развитии малых
городов.
Возможности
граждан в развитии
своей малой родины.
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
гражданственность
9
Общество безграничных
возможностей
1
Общество —
совокупность разных
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Познавательная
беседа, просмотр
https://разговорыоважном.рф/
10
Селекция и генетика. К 170летию И. В. Мичурина
1
людей, отличных
друг от друга, но
имеющих единые
потребности в любви,
уважении, дружбе,
принятии и
самореализации.
Роль цифровых
технологий в
расширении
возможностей
участия в
общественных
процессах.
Готовность
уважительно
воспринимать
другого человека —
основа гармоничных
отношений в
обществе.
Формирующиеся
ценности: жизнь,
взаимоуважение
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Состояние науки в
современной России.
Роль генетики и
селекции в сельском
хозяйстве, медицине,
промышленности и
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
https://разговорыоважном.рф/
т.д. Мировое
признание
достижений
отечественной
научной школы.
Открытия И. В.
Мичурина и их
влияние на развитие
страны. Возможности
для подрастающего
поколения в
познании мира и
личном развитии.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, высокие
нравственные идеалы
11
Как решать конфликты и
справляться с трудностями.
Ко Дню психолога
1
Конфликты и
трудности —
естественный
элемент развития
общества и каждого
отдельного человека.
Поиск причины
конфликтов как ключ
к их разрешению.
Совместные усилия и
внимание друг к
другу как залог
преодоления
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
трудностей. Правила
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Формирующиеся
ценности:
взаимопомощь,
взаимоуважение,
коллективизм
12
Профессия — жизнь спасать
1
Спасатели —
специалисты,
которые помогают
людям в опасных
ситуациях.
Профессия спасателя
связана с
повышенным риском.
Профессиональные
качества и навыки
спасателей.
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
Ответственное
отношение к своей и
чужой жизни,
правила
безопасности.
Формирующиеся
ценности:
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
патриотизм,
служение Отечеству
и ответственность за
его судьбу
13
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
14
Россия — страна
победителей. Ко Дню Героев
Отечества
1
Роль домашних
питомцев в жизни
человека.
Ответственность,
забота и бережное
отношение к
питомцам.
Всемирный день
питомца объединяет
людей всей планеты
для укрепления
ценностей дружбы и
заботы о животных.
Как соблюдать
безопасность при
общении с
животными?
Формирующиеся
ценности:
милосердие
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
1
Герои России с
древнейших времен и
до современности.
Традиции героизма,
мужества и
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
решительности —
неотъемлемая часть
российской
идентичности и
культурного кода.
День Героев
Отечества —
выражение
благодарности,
признательности и
уважения за
самоотверженность и
мужество.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
служение Отечеству
и ответственность за
его судьбу
15
Закон и справедливость. Ко
Дню Конституции
1
Конституция
Российской
Федерации —
основной закон
страны. Конституция
закрепляет права и
свободы человека как
высшую ценность.
Справедливость —
одна из важнейших
духовно-
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
нравственных
ценностей
российского
общества. Знание
законов страны как
прямая обязанность
каждого гражданина
России. Какие права
и обязанности есть у
детей?
Формирующиеся
ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство,
права и свободы
человека
16
Совесть внутри нас
1
Совесть —
внутренний
ориентир,
помогающий
отличить добро от
зла. Ключевая роль
совести в
осуществлении
личного выбора.
Влияние
традиционных
ценностей, культуры
и исторического
опыта страны на
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
формирование
нравственных
ориентиров
личности.
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
17
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
1
Зимние каникулы —
это время не только
для семейного доcуга
и отдыха, но и
добрых дел. Чем
заняться на
каникулах, чтобы
провести время с
пользой: составление
календаря.
Новогодние
традиции народов
России. Подарки,
создание атмосферы
новогодней сказки
для своих родных и
близких.
Формирующиеся
ценности: крепкая
семья, единство
народов России,
взаимопомощь
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
18
19
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
Музейное дело. 170 лет
Третьяковской галерее
1
Отечественная школа
мультипликации и ее
достижения.
Мировое признание
советских и
российских
мультипликационных
фильмов. Каждый
фильм — это труд
большой команды
профессионалов. От
идеи — до экрана:
как появляются
современные
мультипликационные
фильмы?
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
гуманизм
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
1
Российские музеи —
хранители
богатейшего
материального и
нематериального
наследия страны.
Сохранение
исторического и
культурного
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
наследия как
направление
государственной
политики. Изучение,
реставрация и
интерпретация
памятников
искусства.
Третьяковская
галерея —
крупнейший музей
русского искусства и
объект всемирного
достояния. Почему
важно посещать
музеи? Профессии в
сфере музейного
дела. Как создавать и
развивать школьный
музей?
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
служение Отечеству
20
Как создавать свой бизнес?
1
Бизнес —
ответственный выбор
человека,
возможность
реализовать свою
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
https://разговорыоважном.рф/
21
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
1
мечту и принести
пользу обществу.
Современные
предприниматели и
их возможности в
развитии
отечественной
экономики и
улучшении жизни
людей. Бизнес — это
не только личный
успех, но и
ответственная
командная работа. С
чего начать свое
дело? О мерах
поддержки молодых
предпринимателей в
нашей стране.
Формирующиеся
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Богатейшее наследие
российской науки и
ее выдающихся
представителей.
Технологическое
лидерство
государства и
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
https://разговорыоважном.рф/
развитие науки. Как
меняются научные
подходы с развитием
цифровых
технологий?
Государственная
поддержка науки и
молодых ученых. Как
происходят
современные
открытия? Как стать
ученым?
Формирующиеся
ценности:
патриотизм,
созидательный труд
22
Слушать, слышать и
договариваться. Кто такие
дипломаты?
1
Дипломатия —
важная сфера
деятельности
государства,
обеспечивающая
защиту интересов
государства и
российских граждан.
Специфика
дипломатической
работы. Диалог
между государствами
как основа
международной
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
стабильности.
Навыки для жизни:
как научиться
договариваться с
окружающими
людьми и вести
конструктивный
диалог.
Формирующиеся
ценности:
историческая память
и преемственность
поколений,
многонациональное
единство
23
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
защитника Отечества
1
Герой — реальный
человек, живущий
рядом с нами, чья
жизнь является
примером для
окружающих. В
каждом регионе
России живут
выдающиеся герои,
отважные,
мужественные и
трудолюбивые. Что
такое героизм? Какие
качества отличают
героя?
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Формирующиеся
ценности:
патриотизм, единство
народов России
24
День наставника
1
День наставника —
важный
государственный
праздник, который
позволяет закрепить
статус наставников,
подчеркнуть
значимость этой
деятельности и
повысить ее престиж.
Роль наставника в
формировании и
профессиональном
развитии личности.
Знаменитые россияне
и их наставники. К.
Д. Ушинский как
основоположник
научной педагогики в
России. Как найти
наставника?
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
созидательный труд
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
25
Большой. За кулисами. 250
лет Большому театру и 150
лет Союзу театральных
деятелей России
26
Как справляться с
волнением?
1
Российская
драматургия, опера и
балет — часть
мирового наследия.
Театр — целая семья
разных профессий:
декораторы,
костюмеры,
режиссеры,
музыканты,
дирижеры, гримеры и
многие другие.
Почему достижения
русской театральной
школы широко
используются во
многих странах
мира? Как стать
актером и что для
этого нужно?
Развитие школьных
театров в России.
Формирующиеся
ценности: приоритет
духовного над
материальным,
созидательный труд
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
1
Волнение как
естественное
состояние человека
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
https://разговорыоважном.рф/
перед важным
событием в жизни.
Контроль
эмоционального
состояния, забота о
своем физическом и
психологическом
здоровье. Какие
полезные привычки
положительно
влияют на
эмоциональное
состояние? Как их
сформировать и
придерживаться?
Формирующиеся
ценности: жизнь
27
65 лет триумфа. Ко Дню
космонавтики
1
Россия — одна из
ведущих
космических держав.
Развитие
космической отрасли
— приоритетное
направление
национальных
проектов.
Достижения
прошлого как
предмет
национальной
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
гордости и
мотивация для
будущих свершений
отечественной
космонавтики. Как
устроен современный
космодром? Труд
конструкторов,
инженеров, летчиков
и других
специалистов
открывает для
страны и всего
человечества новые
горизонты.
Формирующиеся
ценности: служение
Отечеству,
историческая память
28
Как мусор получает «вторую
жизнь»? Технологии
переработки
1
Состояние планеты
— личная
ответственность
каждого человека.
Почему об экологии
должен заботиться
каждый человек
Неосознанное
потребление как
причина роста
количества мусора.
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Климатические
изменения,
загрязнение
окружающей среды.
Развитие системы
переработки отходов
и роль государства в
этом процессе. Какие
полезные привычки
необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся
ценности:
созидательный труд
29
Что значит работать в
команде? Сила команды. Ко
Дню труда
1
Команда — это
друзья и
единомышленники,
где каждый вносит
свой значимый вклад
в общее дело и
помогает добиться
успеха. Умение
слышать и трудиться
сообща, разделять
успех и вместе
переживать неудачу.
Примеры
коллективной работы
в истории страны.
Формирующиеся
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
ценности:
коллективизм,
созидательный труд
30
Песни о войне. Ко Дню
Победы
1
Песни были
свидетелями многих
великих событий. В
них отразилась
история нашей
великой страны.
Влияние песни на
чувство
сопричастности
истории народа,
сохранение памяти о
Великой
Отечественной войне
последующими
поколениями. Как
песни передают
чувства, эмоции и
переживания
создателей?
Формирующиеся
ценности: единство
народов России,
историческая память
и преемственность
поколений
31
Ценности, которые нас
1
Занятие проходит по
Познавательная
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
https://разговорыоважном.рф/
Познавательная
https://разговорыоважном.рф/
объединяют
итогам всех занятий
года. Ценности —
это ориентир,
который помогает
нам поступать
правильно и
ответственно.
Традиционные
ценности помогают
чувствовать себя
частью единого
народа,
способствуют
укреплению
общества и развитию
страны. Следование
ценностям помогает
человеку развиваться
и достигать успеха.
Уникальность
каждого человека и
опыт разных
поколений
обогащают общество,
но только в
сочетании с
единством,
взаимопомощью и
уважением друг к
другу существует
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа с
иллюстративным
материалом
сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся
ценности:
традиционные
российские духовнонравственные
ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
31